ДБНаполеоника от Майка Кэмпбелла (Mike Campbell)

Оригинал находится здесь

Введение 

Это дополнение к DBM предназначено для отыгрыша сражений Наполеоновской эпохи с использованием 25 мм, 15 мм или 5-6 мм миниатюр в больших играх, включающих несколько Бригад, организованных в Дивизии и/или Корпуса. Большинство этих правил базируется на механизмах классической DBM.

Измененные правила или очевидны, или отмечены как таковые.

 

DBM, как известно, значительно упрощает многие аспекты древней (античной) войны, в том числе по причине того, что мы относительно мало знаем о механике битв того периода. Для наполеоновской эпохи, напротив, имеется значительное количество литературы, детализирующей многие частности ведения войны. Игроки вправе ожидать много больше реализма, чем простая подстановка в классические правила DBM. Эти правила, соответственно, значительно более подробны. Шкала 1 батальон = 1 элемент была опробована в первом варианте этих правил, которые были значительно проще. Большая часть механик, как, например, различные построения и стрельба пехотных войск, не столь необходимы при таком масштабе, однако многими игроками отмечались как важные и необходимые, возможно, вследствие определенного консерватизма, поэтому масштаб был уменьшен, а правила расширены, чтобы вместить и эти изменения, и другие требования. Использование элементов в стиле DBM теперь подразумевает, что батальоны не являются минимальным подразделением на поле боя. Это не вызвало значительных затруднений, но лучше отражает многие аспекты организации армий наполеоновской эпохи. Батальоны и эскадроны прекрасно смотрятся, даже составленные из нескольких элементов, и легко представимы на игровом столе таким способом.

Структурная система командования во время наполеоновских войн также требует большего, чем может предоставить классическая DBM. Соответственно, правила для генералов, групп и пунктов действия PIP были существенно изменены: командиры теперь могут передавать свои PIP своим подчиненным, но значения кубиков не могут передаваться между соединениями. Генералы представлены несколькими элементами, потери генералов менее катастрофичны, чем в DBM, а качество генералов зависит от национальной принадлежности. Общность в экипировке и вооружении делает идентификацию войск довольно простой. Поэтому градации (S), (O), (I) и (X) более непосредственно связаны с моралью войск, за исключением застрельщиков и артиллерии. Результаты схваток для пехоты во многом зависят от используемого построения. Такой подход в значительной мере, но не полностью устранял необходимость многочисленных "Тактических факторов", отображающих бои между различными видами войск, которые в противном случае были бы необходимыми. Расстроенные войска введены для отображения дрогнувших, но ещё не разбитых подразделений.

До сих пор ведутся обсуждения насчет сравнительных достоинств атакующих колонн и линий. В этих правилах оба вида построений имеют место и могут оказаться полезными, но ни одно их них не является совершенным. Колонны определенно кажутся более грозными, однако линии, как правило, имеют большую устойчивость при равной численности. В нескольких битвах, когда сталкивались колонны и линии, результаты были сходными, если только одна из сторон не делала ошибки. Слабо подготовленные войска легко могли бы быть опрокинуты колоннами, но были также слабо устойчивы и против приличной пехоты в линии – это следствие их плохого качества, а не атакующего построения. В моем представлении в эпоху наполеоновских войн никто не хотел "скрестить штыки", но сторона, решившаяся на штыковую атаку, могла опрокинуть противника за счет одного только "морального превосходства". В этом случае построение колонной может рассматриваться как усиление веры атакующего воина в идущего рядом товарища, локоть к локтю, однако если атакуемые не бросались в страхе прочь, то атакующая колонна сама могла точно так же оконфузиться.

Так что не самая хорошая идея – атаковать вражескую ощетинившуюся пехоту в лоб. Хотя колонны, на первый взгляд, выглядят лучше, чем линейная пехота, они требуют по крайне мере вдвое больше войск, чем противостоят им по фронту, делая армию уязвимой где-нибудь в другом месте. Верная тактика состоит в том, чтобы расстроить вражеские ряды артиллерией и застрельщиками, прежде чем организовать решающий бросок. Даже при Йене Наполеон часами обстреливал пруссаков, а Аустерлиц был выигран продуманной фланговой атакой от центра. В обороне мало кто смог бы превзойти Веллингтона, который укрыл свои войска за холмами и активно применял застрельщиков, чтобы избежать губительного обстрела. Координация действий с кавалерией и артиллерией смертельна для вражеской пехоты, если она тщательно продумана. Боевая ценность застрельщиков значительно повышается в пересеченной местности, как у британцев в поздней иберийской кампании, или у французов – в ранней, в любом случае они – значительная помеха войскам в плотном строю. Не стоит растрачивать вашу кавалерию в качестве застрельщиков, ну разве что иррегулярную. Возможность создания конных застрельщиков оставлена, так как это было порой грозной неожиданностью, но далеко не всегда. Комментарии к датам направлены игрокам, чьи войска в данный исторический момент были не очень эффективны, тогда как аналогичные войска их противников были достаточно хороши.

Масштаб

Масштаб территории: для 15-мм или 5-6-мм фигурок: 25 мм = 50p (2p/мм).

Для 25 мм фигурок: 2" = 40 мм = 50 p (1јp/мм)

Описанные ниже масштабы численности являются номинальными и могут быть изменены в соответствии с желаемым результатом. К примеру, французская артиллерия, как правило, насчитывала 8 орудий в батарее, однако дивизион в 2 батареи (16 орудий), представленный двумя элементами (12 орудий) "теряет" 4 орудия, так же, как использование трех элементов дает 2 орудия "сверх нормы", хотя это и ближе к искомым 16-ти орудиям. Если вы настойчиво преследуете педантичную точность в отображении армии, подсчитайте число дополнительных орудий сверх выдвинутых вами на позиции и отрегулируйте число элементов соответственно.

 

¤ Пехота в 3-шереножном строю (в колоннах, линейная): 240 человек на элемент.

¤ Пехота в 2-шереножном строю (Британская линейная): 160 человек на элемент.

¤ Пехота в 4-шереножном или более строю (ополчение): более 320 человек на элемент.

¤ Застрельщики (включая (X) ополчение): до 120 человек на пехотный элемент, до 60-80 человек на кавалерийский элемент.

¤ Кавалерия: 150 человек на элемент.

¤ Артиллерия: 6 орудий – пушек либо гаубиц на элемент.

Пехотный батальон или кавалерийский эскадрон представлен необходимым по вашему разумению количеством элементов, обычно 2-4. Однако, поскольку Бригады являются базовым тактическим соединением в игре, элементы в батальонах или эскадронах должны быть сгруппированы вместе из эстетических соображений.

 

Базовые размеры

Масштаб фигурок

25 мм

15 мм

5-6 мм

Ширина базы

60 мм

40 мм

40 мм

Глубина базы

Число фигурок

Глубина

Число фигурок

Глубина

Число фигурок

Пехота в плотном строю:

15 мм

(20 мм)

4

10 мм

4

10 мм

8

Пешие застрельщики

30 мм

2

20 мм

2

15mm

4

Артиллерийские орудия

60 мм

1

40 мм

1

40 мм

1-2

Артиллерийский расчет

30 мм

3-4

20 мм

3-4

10 мм

6-8

Артиллерийские упряжки

80 мм

50 мм

30 мм

Кавалерия в плотном строю

40 мм

3

30 мм

3

20 мм

6

Конные застрельщики

40 мм

2

30 мм

2

20 мм

3

Генерал

30-40 мм

1-3

20-40 мм

1-3

20-30 мм

2-6

 

Артиллерийские упряжки должны включать как саму упряжку ("передок") на базе, так и произвольное количество попарно запряженных лошадей. Пешая артиллерия должна включать пеших артиллеристов на базе упряжки – для отличия от конной артиллерии. Я настоятельно рекомендую делать базы упряжек удлиненными, для возможности расположения орудийного элемента на базе упряжек, это значительно упрощает их использование.

 

Генеральские элементы представляют номинальное местоположение каждого генерала. Ранг каждого генерала может быть отображено количеством фигурок на базе, например, небольшое количество на небольшой базе для бригадного генерала, большие размер и количество – для корпусного или армейского генерала, промежуточный размер – для дивизионного уровня.

 

Глоссарий

Плотный строй: Войска, построенные плечо к плечу для пехоты или колено к колену для кавалерии.

Пешие войска: Термин, применяемый в данных правилах для обозначения всех войск, не использующих животных для перемещения. Включает всю пехоту и пешую артиллерию, а также любую артиллерию, снятую с передков.

Конные войска: Термин, применяемый в данных правилах для описания всех войск, использующих седловых лошадей или упряжки для перемещения. Включает конную и (X) Артиллерию на передках.

Гвардия: Элитные войска, занимающие место в почетной иерархии более высокое, чем линейные войска. Неизменно сводились в отдельные бригады, иногда вплоть до отдельных корпусов, часто вместе с гренадерскими полками.

Гренадеры: Элитные линейные войска, иногда элитные роты внутри линейных подразделений, иногда – полностью укомплектованные полки с особым именованием. Гренадерские роты часто отделялись от их основных батальонов или полков и сводились в отборные подразделения.

Тяжелая пехота: Регулярные войска, обученные бою в плотных построениях. Некоторые из них, особенно Гренадеры, могли быть использованы в качестве застрельщиков всеми армиями в различные времена, хотя и с меньшей эффективностью, чем специально обученные подразделения легкой пехоты.

Легкая пехота: Основная функция – перестрелка в рассыпном строю, хотя не все такие отряды были соответственно обучены для этой роли. Также могли использоваться в плотных построениях – в линии, колонне или каре.

Застрельщики: Все войска, применяемые в рассыпном строю, вне зависимости от обученности или изначального типа. Способны замедлить перемещение и нанести существенный вред пехотным построениям, однако слабо устойчивы против решительной атаки и уничтожаются кавалерией на открытой местности.

Линия: Построение войск в один элемент в глубину. Также (линейная пехота) – "обычные" войска в противоположность "гвардейским".

Колонна: Основу построения составляет узкий фронт, но относительно значительная глубина. Обычно применяется для облегчения перемещений, т.к. поддержание равнения в небольшой шеренге, безусловно, проще осуществить, чем в более длинных линиях. Также использовались французами и их союзниками и последователями в качестве основного боевого построения за счет повышения "ударной" мощи, а также всеми армиями как частичная защита от посягательств кавалерии.

Каре: Пехота, построенная для круговой обороны. Использовалось в качестве защиты против кавалерии, однако уязвимо для вражеской артиллерии или пехоты.

Пешая артиллерия: Артиллерия, в которой лошадьми (упряжками) были обеспечены не все орудия или расчет.

Конная артиллерия: Подразделения, в которых седловыми лошадьми или упряжками были обеспечены все орудия и расчет, обычно за счет большего количества лошадей, что существенно повышало скорость перемещения по сравнению с пешей артиллерией.

Регулярные войска: Периодически тренируемые и обученные бою в плотных построениях войска, в противоположность иррегулярным. Впрочем, плохо обученные регулярные войска не следует смешивать с иррегулярными.

Иррегулярные войска: Войска, созданные без постоянного обучения, но имеющие национально свойственные боевые навыки, как, например, казацкая пехота и кавалерия, все партизаны (гверильяс), тирольские инсургенты и пр. Также к ним относят Турок и Мамелюков, за исключением Янычар. Однако не стоит путать их с плохо вооруженными регулярными войсками. Пехота должна быть застрельщиками или тяжелой, в зависимости от их основной функции, и не может менять свою роль в процессе сражения.

Крепостные укрепления (Hard): Все каменные или насыпные укрепления достаточной прочности для противостояния артиллерийскому огню, такие, как полевые редуты, насыпи, габионы и большие каменные строения.

Полевые укрепления (Soft): Все укрепления, меньшие, чем крепостные, не могут противостоять артиллерийскому обстрелу, как например, деревянные строения, палисадники, ограды.

 

Последовательность игрового хода

Обе стороны осуществляют свои хода поочередно. Во время игрового хода каждой из сторон наступает:

1: Фаза определения количества приказов (пунктов действия, PIP). Игрок бросает кубик для каждого командующего дивизионного или более высокого уровня, выпавшее число соответствует количеству пунктов действия PIP. Генералы распределяют свои пункты PIP на свои усмотрения, первым выполняют действия генералы более высокого уровня.

2: Фаза движения: Каждый из соединений (дивизия и выше) выполняет маршевые, тактические перемещения или смену формации (перестроение). Вы должны завершить все движения для группы (соединения) более высокого уровня прежде, чем начать следующее движение. Пехотные элементы, которыми вы хотите открыть огонь, должны запасти дополнительные пункты PIP для движения во время этой фазы.

3: Фаза стрельбы: Любой элемент с обеих сторон, который может вести стрельбу и имеет цель на должном расстоянии в секторе ведения огня, но не находящийся в боевом контакте с врагом, может вести огонь и осуществить последующее перемещение, в порядке, определяемом активным игроком.

4. Фаза рукопашных схваток: Все элементы обеих сторон, находящиеся в боевом контакте с противником, осуществляют рукопашные схватки и последующие перемещения, в порядке, определяемом активным игроком.

5. Фаза замены генералов: Замените выведенные из строя генеральские элементы.

Типы войск

Следующие определения являются достаточно продуманными, однако в любом случае предназначены только как руководство к восстановлению событий исторических сражений. Помните, что градации Превосходных (Superior), обычных (Ordinary) и малых (Inferior) подразделений являются относительными к обычно применяемому размеру подразделения данного типа войск в данной армии в данное время.

В наполеоновское время не было никаких суперменов – и Старая Гвардия в концы концов была сломлена!

Основные определения

Регулярная пехота и кавалерия описаны ниже в разных градациях. Некоторые специфические примеры вынесены в отдельные определения для (X) войск.

Superior (S) (супер, превосходные): Явно превосходные войска данного типа, обычно включают Гвардию или ветеранские линейные войска.

Ordinary (O) (обычные): Основная часть войск данного типа, включая линейные войска большинства великих наций и Гвардейские войска менее воинственных государств.

Inferior (I) (малые): Плохо тренированные или слабо мотивированные войска, включая призывников, ополчение, колониальные войска, отставников или силой набранные войска завоеванных государств.

Exception (X) (экзотические, исключения): Войска, заслуживающие особого подхода вследствие необычной экипировки или поведения на поле боя. Уточнения приведены для каждого типа войск.

В подразделениях, недавно принявших слабо обученное пополнение, рекомендуется по возможности снижать уровень.

Пехота

Вся пехота считается Регулярной. Ополчение и (X) Легкая пехота считаются иррегулярными.

Основной тип пехоты, используемой данной армией, был неизменно постоянен по отношению ко всем остальным видам войск, так что многие полки, не упомянутые  особо в описании, относятся к подразделениям того же типа, что и все остальные для данной нации и времени, и должны быть размещены по градациям соответственно. Если вы не уверены определенно в типизации данного полка, начните с ним, как с (I) подразделением, и позвольте своим солдатам самим заработать славу и продвижение по службе! 

Пехотные колонны

Обучены атаке в плотно построенном батальоне или большей колонне, чей внушительный размер и демонстрируемая непобедимость призваны деморализовать противника. Впрочем, склонны к замешательству при столкновении с устойчивыми войсками в линии, которые легко охватывали и расстреливали колонну. Как правило, переходя к обороне перестраивались в линию, особенно до 1810 г. Пехотные колонны использовали Франция, королевство Италийское, герцогство Варшавское, Пруссия после 1808, Австрия после 1809, Россия после 1810, Германские государства после 1807, Голландия и Бельгия в 1815.

Superior: Французская Гвардия, исключая Молодую Гвардию в 1813-14 гг., Русская и Прусская Гвардии. Русские "именные" гренадерские полки в 1812 (имеются в виду Преображенский, Семеновский, . Австрийские гренадеры. Гвардия большинства Германских государств после французского завоевания.

Ordinary: Французские Линейные, Lйgиre и Иноземные полки (без Иберии и Хорватии) 1805-1812 и 1815, Молодая Гвардия 1813-14, Германские линейные и легкие полки на стороне коалиции в 1805-1812. Австрийские и Прусские линейные войска. Русские "именные" гренадерские полки, егерь-гренадеры не в 1812. Американские регулярные войска. Большинство германской пехоты после французского завоевания. Итальянская гвардейская пехота после 1806. Голландская, Бельгийская пехота в 1815.

Inferior: Итальянская линейная и легкая после 1806. Прусский ландвер, Австрийский фрайкорпс. Французские Ligne Lйgиre и Иноземные полки и союзная линейная и легкая пехота 1813-14, Национальная Гвардия, Французские Иберийские и Хорватские иностранные полки. Русско-Германский легион, все подразделения "депо". Линейные войска бедных и маленьких из германских государств после французского нашествия. Голландско-Бельгийское ополчение в 1815.

Exception: плохо обученные или мотивированные, но исторически отмеченные как на поле боя, такие , как Шведские, Русские мушкетные полки, егеря. Считаются как (O) войска при определении атак на них, но как (I) при обпределении воздействия на их противников.

Британская линейная пехота

Натренирована ведению залпового огня на короткой дистанции. Шокирующий эффект такого залпа мог остановить и расстроить превосходящую колонну противника или деморализовать вражеские линейные войска. Штыковой удар после ружейного залпа завершал опрокидывание противника. Включает все войска, обученные или возглавляемые британскими офицерами от батальонного уровня, в том числе Португальские регулярные войска после 1810 или испанцев в корпусе Виттингема. Из германских войск к ним относятся только KGL.

Superior: Британская гвардия, Легкая пехота (включая все штуцерные батальоны), элитные или ветеранские полки, включая "испанские" полки в 1815 и шотландские полки.

Ordinary: Остальная британская линейная пехота, пехота Королевского германского легиона KGL и швейцарские полки. Португальцы, обученные и возглавляемые британцами.

Inferior: Остальные британские иноземные батальоны, Fencibles и колониальное ополчение. Испанцы или остальные германцы, обученные британцами. Также некоторые 2-ые или 3-ьи батальоны британских линейных полков, недавно прибывшие из Британии.

 

Линейная пехота

Регулярные войска, призванные, обученные. Строились, как правило, в несколько рядов с использованием прусской системы быстрых, неприцельных залпов Легко приходили в деморализованное состояние вследствие отсутствия эффекта от своего же мушкетного огня по атакующей колонне на дальней дистанции, могли быть опрокинуты просто приближением боевой колонны или шоком от дисциплинированного залпового обстрела на короткой дистанции. Использовалась всеми государствами, впоследствии были переняты французские атакующие колонны или британские линейные стрелковые построения.

 

Superior: Континентальная гвардия, Гренадеры, за исключением Иберийских и более бедных или менее милитаристских государств.

Ordinary: Большая часть континентальной линейной пехоты. Легкая пехота и егеря, гвардейские части малых (небогатых и менее милитаристских государств) не включается в этот тип.

Inferior: Все янычары, неаполитанцы, Иберийцы, войска малых германских государств, не вошедшие в какие-либо другие градации.

 

Ополчение

Быстро собранные и/или плохо тренированные иррегулярные призывники или резервисты. Часто получали краткое повторное обучение в лагерях или при вербовке, но все равно оставались плохо дисциплинированными и плохо обученными. Не способны к ведению перестрелки как застрельщики, в панике от любых (Х) войск, склонны отступить при любой атаке, особенно кавалерийской. Обычно строились в более глубокие колонны, нежели регулярные войска, в попытке укрепить боевой дух.

Superior: Высоко мотивированные, однако плохо экипированные или недавно набранные войска, как, например, русское Ополчение 1812, Испанская "Новая армия" 1808-10, Австрийский Ладнвер и Тирольские инсургенты, действующие в сводных формированиях уровня батальона. Остальные Турецкие "регулярные" части.

Ordinary: Крестьяне, призванные в спешке, которым недостает мотивации, такие, как Венгерские повстанцы, Русское Ополчение в год, кроме 1812, Португальский Испанский призыв, остальная Турецкая или Мамелюкская пехота. Гверилла в плотном строю.

Exception: Плохо тренированные, экипированные и мотивированные иррегулярные застрельщики. Так Гверилла в рассыпном строю рассматривается как (Х) Легкая пехота, однако стоит как (I) Застрельщики.

Легкая пехота

Все войска, участвующие в перестрелке в рассыпном строю. Игнорируется их реальные градации до перестроения в плотный строй. Вместо этого учитывается:

Superior: Большинство подразделения вооружены нарезными ружьями (штуцерами), соответственно обучены ведению прицельного стрелкового огня, как Британские штуцерные, некоторые Германские, Австрийские и Прусские егеря.

Ordinary: В основном вооружены мушкетами, также обучены прицельному стрелковому бою, как французские Lйgиre во все года, кроме 1813-14, Британская Легкая пехота, Прусские фузилеры, некоторые Австрийские егеря после 1809, большинство Германских егерей.

Inferior: Используются в качестве застрельщиков, однако вследствие слабой тренированности или опыта, как, например, Русские егеря, существенно слабее. Батальоны легкой пехоты, не имевшие достаточно времени для подготовки или батальоны тяжелой пехоты, использовавшиеся в качестве застрельщиков.

Exception: Хорошо мотивированные иррегулярные легкие стрелки, как Grenz или Тирольские инсургенты, действующие поротно. Не могут быть выставлены на поле или перестроены в плотное построение, в остальных случаях рассматриваются как (O) застрельщики, приобретаются как отдельные элементы.

Кавалерия

Вся кавалерия считается Регулярной, за исключением Иррегулярной.

Тяжелая кавалерия

Атака в плотном строю – основная функция тяжелой кавалерии. Вооружены прямыми палашами, часто одеты в броню - кирасы. Как правило, это кирасиры, карабинеры, гренадеры-а-шеваль.

Superior: Хорошо тренированная элитная тяжелая кавалерия, как, например, французские гренадеры-а-шеваль, имперские драгуны Старой гвардии, саксонские кирасиры Цастрова (Zastrow) или Гард дю корп (Garde du Corps), Британские Household кавалеристы, большинство гвардейских кирасир.

Ordinary: Большинство кирасиров, карабинеров, гренадер-а-шеваль и т.д., тяжелая кавалерия Молодой гвардии 1813-14.

Inferior: Русские кирасиры, Испанская кавалерия, французские линейные кирасиры и карабинеры во Франции или Германии 1813-14.

Exception: Защищены только нагрудной кирасой или не защищены кирасами вообще. Рассматриваются как (S), (O) или (I) соответственно, однако дешевле в приобретении и хуже добиваются перевеса в бою.

Драгуны

Вооружены подобно тяжелой кавалерии, обучены атаке в сомкнутом строю колено-к-колену, однако в общем подразумевает более легких людей и коней в эскадроне, а потому менее эффективны, чем классическая тяжелая кавалерия. Также обучены охранным и разведывательным разъездам.

Superior: Гвардейские драгуны, за исключением французских имперских драгун (Старой Гвардии) и Британских Гвардейских драгун.

Ordinary: Включают Британских Гвардейских драгун, Драгун Молодой Гвардии в 1813-14, Гвардейских драгун малых государств.

Inferior: Русские, Неаполитанские, Испанские, Британские Португальские драгуны, все французские линейные драгуны в Германии и Франции в 1813-14, Голландско-Бельгийские драгуны в 1815.

Легкая кавалерия

Кавалеристы, вооруженные изогнутыми саблями, использующие более легких лошадей, чем остальная регулярная кавалерия, но не включающая войска с пиками, подобно польским уланам. Обучены атаке в сомкнутом строю колено-к-колену, использовались в этой роли, однако далеко не столь эффективны, как Драгуны или Тяжелая кавалерия. Широко использовались как разведчики, в пикетах или как конные застрельщики. Обычно назывались Легкими драгунами, Гусарами, Chasseur a Cheval, Chevaux-lйgиre. К ним также можно отнести некоторые ранние Русские уланские полки до оснащения их пиками.

Superior: Гвардейские полки большинства государств, такие, как французские Chasseurs а Cheval (за исключением Легкой кавалерии Молодой Гвардии в 1813-14), Мамелюкская гвардия, Русские и Прусские Гвардейские Гусары.

Ordinary: Включая французскую Легкую кавалерию Молодой Гвардии в 1813-14 и Русских Chasseurs а Cheval.

Inferior: Русские гусары, Неаполитанская, Иберийская легкая кавалерия, включая Британских Португальских драгун, легкая кавалерия ландвера, вся французская линейная легкая кавалерия в Германии или Франции в 1813-14, Голландско-Бельгийская легкая кавалерия в 1815.

Уланы

Легкая кавалерия или драгуны, вооруженные пиками – уланы, казаки, пикинеры и тому подобные.

Superior: Гвардейские уланы, Гвардейские казаки и им подобные.

Ordinary: Основная часть кавалерии, вооружены пиками и соответственно обучены.

Inferior: Испанские уланы, уланы ландвера, французские линейные уланы в Германии или во Франции в 1813-14.

Exception: Войска, частично экипированные пиками, как в 1813-14 Русские гусары или ранние уланы. Считаются как (I) уланы, если вошли в боевой контакт в течение данного игрового хода, в остальных случаях как (I) Легкая кавалерия.

Иррегулярная кавалерия

Необученная кавалерия, не способна к атаке в плотном строю колено-к-колену, не способны опрокинуть регулярную кавалерию в равных условиях. Более полезны в атаке на изолированные или расстроенные подразделения, в беспокойстве флангов или тыла регулярных построений.

Superior: Войска, нанятые европейскими государствами в качестве вспомогательных, использовавшиеся в европейском стиле, такие, как Боснийцы или Казаки, или же обладавшие существенными природными способностями, как Египетские мамелюки или Турецкие сипахи.

Ordinary: Национальные войска средних способностей и устойчивости, использовались в бою, но не были обучены европейской тактике, такие, как Калмыки, Татары и т.п.

Inferior: Наскоро собранные призывники, не обученные воинскому делу, как конные Гверильяс.

Конные застрельщики

Вообще-то, вся кавалерия в данный период была способна вести перестрелку, как правило, пистолетным или карабинным огнем (атака на ...), с соответствующим уровнем некомпетентности. Любые конные застрельщики рассматриваются как (O), то есть просто замените один элемент кавалерии в плотном строю на два элемента в рассыпном строю – или наоборот.

Артиллерия

Как конная, так и пешая артиллерия всех государств считается регулярной.

Superior: Орудия (пушки) калибром от 12 фунтов и выше.

Ordinary: Орудия калибром в 8 или 9 фунтов, батареи могут включать гаубицы.

Inferior: Орудия (пушки) калибром от 6 фунтов и менее.

Exception: Ракетные установки. Применялись при стрельбе прямо с земли против вражеских полков или со специальных установок при обстреле городских укреплений (крепостей). Рассматривается как (I) Артиллерия в бою, как отдельный элемент артиллерийской обслуги при пешем перемещении. Не может вести огонь на расстояниях, больших, чем дистанция картечного залпа, но может быть применена против отрядов в укреплениях. Не требуют конной упряжки для перемещения, но требуют специальной установки. Если установка используется, то рассматривается как Пешая артиллерия в стрельбе и перемещении, в противном случае – как Конная артиллерия.

Любая артиллерия считается как пешая артиллерия, если расположена в любом укреплении.

Полковая артиллерия в составе 2 орудия на батальон или эскадрон мало использовалась исторически, поэтому не рассматривается в игре. Такой вариант, примененный французами в 1810-1812, может быть использован для отображения снижения качества артиллерии. Австрийская артиллерия в 1806 году была придана бригадам – или рассмотрите снижение качества.

Стоимость элементов

 

 

(S)

(O)

(I)

(X)

Пехота в колоннах

6

5

3

4

Британская линейная пехота

8

6

4

-

Линейная пехота других государств

5

4

2

-

Ополчение

3

2

-

2

Дополнительно за легкую пехоту*

+1

+1

0

-

Дополнительно за вооружение ружьями*

+1

+1

+1

+1

Отдельный элемент застрельщиков

5

3

2

-

Тяжелая кавалерия

15

13

11

-1**

Драгуны

13

11

9

-

Уланы (пикинеры)

12

10

8

10

Легкая кавалерия

11

9

7

-

Иррегулярная кавалерия

8

6

4

-

Пешая артиллерия

16

13

9

-

Конная артиллерия

-

15

11

9 *

 

* Дополнительная стоимость за легкую пехоту учитывается в соответствии с градацией. Например, за элемент Британской легкой линейно пехоты необходимо заплатить 8((S) BL) + 1((O) Sk) = 9, за 95-ый шотландский полк 8+1+1(ружья) = 10, за русских егерей с 1812 нужно заплатить 5((O)Cmn)+0((I)Sk) = 5.

 

** Понижение стоимости за (X) Тяжелую кавалерию может применяться в дополнение к остальным градациям, так что могут существовать Тяжелая кавалерия (S)(X), (O)(X) или (I)(X) так же, как и более привычные обычные (S), (O) или (I).

 

 

Генералы: 

Бригадные генералы:                                                                                 5 

Остальные Французские в составе Grand Armeé 1806-08:                25 

Остальные Французские, Британские:                                                    20 

Остальные Русские, Иберийские* или Неаполитанские                      10 

Остальные Европейские:                                                                          15 

Остальные Турецкие, Мамелюки                                                              5 

*-Кроме случаев, когда командование осуществляют Британские или Французские генералы, тогда они считаются как "Остальные Европейские".

Тактические построения (формации)

Пехотные или кавалерийские элементы должны быть организованы в одну из перечисленных формаций. Отдельные элементы могут находиться в линейном или в рассыпном строю, или быть расстроенным в результате боя. Группа элементов может комбинировать несколько формаций, однако двигаться может со скоростью самого медленного элемента.

Линия: Один элемент в глубину.

Колонна: Два или более элементов в глубину.

Каре: Может использоваться только регулярной пехотой, иногда с артиллерией. Отдельный элемент не может быть построен в каре.

Существуют два типа каре:

Батальонное каре, образуется сменой формации. 2-элементное каре образуется расположением двух элементов "спина к спине"; 3-элементное – с добавлением третьего элемента, ориентированного противоположно двум другим; 4-элементное образуется расположением элементов каждого в своем направлении и т.д.

Элементы батальонного каре в угловом контакте рассматриваются как группа.

 

Дивизионное каре, образуется обычным перемещением элементов, вне зависимости от количества или типа образующих элементов. Дивизионные каре образуются группой элементов в 1 или 2 элемента в глубину, лицевой стороной наружу, с формированием 4-сторннего построения, подобного прямоугольнику. Полная формация (каре) перемещается как группа, в любом из четырех направлений. Каре может быть довернуто вокруг любого своего угла. Элементы внутри каре также могут двигаться как часть этой же группы.

Дивизионные каре сложнее в организации и маневре.

Артиллерийские элементы могут быть частью Дивизионного каре, при этом они должны быть сняты с передка и формировать угол каре. Пехотные элементы без поддержки второго ряда получают disadvantage в бою.

Элементы в Дивизионном каре считаются расстроенными, если отсутствует дружественное подразделение, продолжающее строй по правилу "два элемента по фронту", замыкающее боковую сторону или тыл. Таким образом, если каре не завершено, остальная часть каре может действовать как обычно, но создается предпосылка для прорыва каре.

Элементы, находящиеся во фланговом контакте (без контакта с кем-либо ещё), поворачиваются фронтом к артиллерии или же считаются расстроенными вследствие разрыва контакта в каре. Если дружественный элемент не может быть повернут фронтом к противнику, сдвиньте вражеский элемент до фронтального контакта  с другим дружественным элементом – или он будет считаться оказывающим поддержку охватом для другого вражеского элемента, атакующего это каре.

Защита элементов с помощью каре: Каре могут быть использованы для защиты дружественной артиллерии. Переместите элемент, который необходимо прикрыть, за длинную сторону каре в контакт с любым дружественным пехотным элементом каре. Если вражеский элемент войдет в контакт с прикрываемым элементом, игрок-хозяин "Защитника с каре" может выбрать схватку с прикрываемым элементом – или же с тыльным элементом каре. Если игрок выберет схватку с элементом из каре, противник считает схватку именно с прикрывающим элементом. Прикрываемый элемент считается уничтоженным, если прикрывающий элемент становится расстроенным или уничтожается.

Линии в комбинации с Колоннами или Каре: Пехотный элемент в линейном построении, который сражается с кавалерией по фронту, считается частью Дивизионного каре, если оба его фланга (или фланги группы, частью которой элемент является), находятся в базовом контакте с пехотой в каре или в колонне.

Расстроенные: Могут появиться только в результате схватки или если являются частью недостроенного дивизионного каре. Обозначается размещением расстроенного элемента под небольшим углом или слегка со смещением по отношению к фронту, тылу или флангу его соседей. Все элементы остаются ориентированы так же, как были до момента потери строя. Отдельный элемент в расстроенном состоянии может быть обозначен расположением его под небольшим углом к противнику. Элементы считаются расстроенными во всех отношениях – как в бою, так и для перемещения. Расстроенная группа может быть перестроена в свое первоначальное построение с затратой пунктов действия PIP или путем последующего завершения Дивизионного каре, или путем вывода отдельного элемента из боевого контакта. Отдельный элемент, выведенный из группы, не считается более расстроенным.

Артиллерия в походном положении (на передках): Обозначается присоединением конной упряжки к моделям и удалением элемента орудийного расчета. Элементы двигаются в том направлении, в котором ориентированы лошади. Увеличение длины элемента обозначает создание транспортной колонны.

Артиллерия в боевом положении (снята с передков): Обозначается размещением элемента с орудиями на позиции, в которую его доставили конные упряжки, ориентированного в направлении ведения огня и замещением элемента с упряжкой на элемент орудийного расчета (обслуги) непосредственно позади орудий. Увеличение длины элемента обозначает расположение повозок с зарядами и конных упряжек в тылу артиллерийской батареи.

Артиллерийский расчет: Элемент с орудийной обслугой обозначает весь персонал батареи. Расчет не может стрелять сам по себе и считается как расстроенная пехота в рукопашной, хотя они и имеют собственный фактор.

Застрельщики: Элемент может быть перестроен в группы любой формы, однако считается не находящимся в каком-либо построении.

Если часть группы включает подразделения в плотном строю, застрельщики рассматриваются как находящиеся в ином построении, нежели эти подразделения, так что цепь застрельщиков может быть частью любой группы без пересечения с остальными элементами группы.

Генеральский элемент: Генеральский элемент может быть частью любого построения (формации), созданной остальными подразделениями и может двигаться свободно с этой формацией или внутри её во время фазы движения, в противном случае элемент движется со скоростью кавалерии.

Если Генеральский элемент находится внутри построения, поменяйте его местами с тыловым элементом, однако считайте, что он находится на месте заместившего его элемента. Замещающий элемент считается находящимся на своем тыловом месте во всех отношениях и не может входить в боевой контакт с противником с разрывом контакта с Генеральским элементом.

Если Генеральский элемент находится в базовом контакте с противником, считайте его как замещающий элемент. Генеральский элемент в непосредственном контакте с противником (или под обстрелом) может быть захвачен в плен.

Генеральский элемент размещается в середине любого каре. Генеральский элемент внутри каре никогда не может находиться в базовом контакте с противником, благодаря правилу замещения. В частности, переместите один из свободных пехотных элементов каре между вражеским элементом и Генеральским элементом, в противном случае считается, что вражеский элемент оказывает поддержку охватом другому элементу.

Смена формации (перестроение)

Групповое движение может включать любое из нижеследующих изменений формации или смены направлений. За исключением случаев, указанных отдельно; 

¤ Никакие перестроения не могут осуществляться, если хотя бы один элемент находится в базовом или угловом контакте с противником;

¤ Новая формация может быть создана в любое время в течении фазы Движения и может затем продолжить движение, пока элементы не исчерпают своей максимальной дистанции перемещения.

¤ Пехота, меняющая свою формацию, использует дистанцию смены формации для своего полного движения.

¤ Элемент может быть частью только одного перестроения формации во время тактического или маршевого движения.

Из Колонны в Линию и обратно

Обязательно выполнение следующих условий: 

¤ Одна или несколько колонн могут быть выстроены из линии (или наоборот), ориентированной в том же направлении. Один из базовых углов группы остается на своем месте.

¤ Все элементы могут одновременно зайти (довернуться) на 90° для создания колонны шириной в один элемент, ориентированной во фланг, если предыдущее построения было в простую линию, или наоборот – из колонны в один элемент в линию. Элементы должны перемещаться вплотную, как это требуют правила построения колонны (линии). Если у элементов не хватает дистанции, чтобы завершить построение вплотную, они не могут принимать участие в данном перестроении.

Смена формации в или из каре

Каре как формация должно содержать от 2 до 6 элементов. Каре большего размера образуется из близрасположенных элементов маршевым или тактическим перемещением.

Один элемент из линии или передний элемент в колонне остается неподвижным в процессе формирования каре. Остальные элементы не могут заканчивать перемещение в контакте стороной или углом с вражеским элементом.

Перемещение для формирования каре считается как полное движение.

Группа может образовать столько каре, сколько можно сформировать в рамках правил одиночной сменой формации. Созданные каре, расположенные в угловом контакте друг с другом, по прежнему остаются группой.

Группа каре может быть преобразована в любую допустимую формацию, путем отдельного перемещения для каждого каре как для отдельной группы.

Смена формации в или из рассыпного строя застрельщиков

Замените каждый элемент в плотном строю на 2 элемента застрельщиков в радиусе перемещения застрельщиков от начального положения элемента.

Замените 2 элемента застрельщиков на 1 элемент в плотном строю на расстоянии не более 2" - 100p от обоих начальных пеших элементов застрельщиков или не более 4" - 200p от обоих начальных конных элементов застрельщиков.

¤ Если два объединяемых элемента застрельщиков являются элементами разных типов, оппонент решает, какого типа будет объединенный элемент в плотном строю.

¤ При выполнении перестроения как группового движения, элементы могут образовать любую формацию, с учетом ограничений на дистанцию, описанных выше.

¤ При пересечении позиций застрельщиков пехотной колонной той же самой бригады, Застрельщики (если они ещё не двигались в этот игровой ход), могут пристроиться в хвост колонны без затрат пунктов действия PIP и без учета дистанции, которую они вынуждены пройти от начального положения.

Артиллерия в боевом и походном положении (Снятие с передков и Взятие на передки)

Элемент не может находиться в боевом и походном положении во время одного отдельного игрового хода.

Считается, что взятие на передки происходит крайне быстро, поэтому элемент может передвинуться на полную дистанцию перемещения до или после взятия на передки (снятия с передков).

Артиллерийское подразделение в походном положении (на передках) располагается фронтальной стороной в ту же или в противоположную сторону по отношению к орудиям: 

¤ Если орудия развернуты в том же направлении, фронтальная сторона конных элементов (упряжки) помещается точно в то же положение, что было у орудий до взятия на передки.

¤ Если орудия развернуты в противоположном направлении, они остаются на месте, а конный элемент пристраивается с тыльной стороны.

¤ Уберите элемент орудийного расчета с игрового поля.

Артиллерия в походном положении может быть переведена в боевое положение (снята с передков) во время фазы движения, если она может вести огонь во время следующей фазы стрельбы.

Артиллерия в боевом положении выставляется по тому же принципу, что и перевод в походное положение, т.е. в зависимости от направления орудий. Упряжки удаляются с игрового стола и заменяются на элемент орудийного расчета, который располагается непосредственно позади орудия.

Пополнение артиллерийского расчета

Дружественные артиллерийские орудия без обслуги могут обслуживаться любым подразделением обслуги, кроме (Х). Новый состав обслуги располагается непосредственно позади орудия, как только достигнет артиллерийских позиций. Элемент не может вести огонь или осуществлять любые перемещения в игровой ход, в который новый расчет занимает места на позиции, или если ещё продолжается ход оппонента. (Х) артиллерия может пополнять расчет только бойцами (Х) подразделения.

Пополнение может подводиться и пополнять артиллерийские элементы, которые находятся в базовом или угловом контакте с противником.

Переход от расстроенного состояния к произвольному построению

Группа, которая включает несколько расстроенных элементов, может восстановить свое первоначальное построение, оставаясь неподвижной на протяжении полного игрового хода и потратив необходимое количество пунктов действия PIP или должным образом сформировав дивизионное каре. Это единственная смена построения, которая может быть осуществлена группой с расстроенными элементами. Отдельный элемент, который выдвигается из такой группы, также перестраивается в линию и должен затратить дополнительные пункты действия PIP на это.

Смена направления в групповом движении

Группа может осуществить поворот в движении в следующих случаях:

¤ Вплоть до 2 х 180° поворотов, если группа состоит полностью из регулярных застрельщиков. Застрельщики могут выполнить такой поворот, даже если некоторые или все элементы группы начинают движение в боковом или угловом контакте с врагом.

¤ Вплоть до 1 х 180° поворота, если группа включает любой регулярный элемент в плотном строю, нерегулярного застрельщика или артиллерийские  элементы в боевом положении (снятые с передков).

 Все другие изменения направления группами возможны только захождением "правое (левое) плечо вперед" в соответствии со значением движения, при этом внутренний угол (точка поворота) остается неподвижным.

Формации высокого уровня

Все элементы группируются в Бригады, Бригады объединяются в Дивизии или Корпуса, Дивизии – в Корпуса или Армии, Корпуса – в Армии.

Эти подразделения объединяются в формации высшего уровня непосредственно, не требуя официального сведения в группу.

¤ Все подразделения "дивизионного" уровня включают как минимум одну отдельную бригаду с Дивизионным генералом во главе; 

¤ Все подразделения "корпусного" уровня включают как минимум одну отдельную Дивизию с Корпусным генералом во главе.

В дальнейшем Дивизия может состоять из трех бригад – 1 кавалерийской, 1 пехотной и 1 артиллерийской. Во главе каждой бригады должен стоять свой собственный командир.

Такие подразделения, как полки, Крылья, Колонны и Сводные гвардейские части должны классифицироваться как Бригады, Дивизии и Корпуса применительно к целям и задачам данных правил. К примеру, Австрийский Корпус в 1809 состоит из больших Бригад, каждая из которых включает несколько многобатальонных полков, однако не насчитывает дивизий. Таким образом её можно классифицировать большие Бригады как Дивизии, а многочисленные полки – как Бригады

Генеральские элементы

Риск для Генералов

Генеральские элементы не имеют Боевого фактора или фактора Стрельбы. Вместо этого в ситуациях, когда любой Генеральский элемент находится в контакте с любым вражеским элементом, генеральский элемент считается как замещаемый элемент формации, если таковой имеется. При обстреле Генеральский элемент считается как элемент того же типа, что и ближайший дружественный элемент в контакте сторонами баз, по выбору игрока-хозяина Генеральского элемента. Если нет замещающего элемента, а Генеральский элемент находится в боевом контакте с противником, который не контактирует одновременно с другим, негенеральским элементов, или если Генеральский элемент обстрелян, но рядом нет дружественного элемента в контакте, или если по результатам схватки замещающий элемент должен быть уничтожен, бежит или расстраивается, Генеральский элемент считается захваченным в плен.

Отметьте захваченный Генеральский элемент меткой. Захваченный Генеральский элемент может быть возвращен в его нормальное состояние в момент фазы Замещения генералитета игроком – хозяином Генерала в ближайший ход игрока путем подведения к нему в базовый контакт любого выжившего элемента, принадлежащего к формации более высокого порядка, или же при приближении непосредственного начальника – Генерала более высокого ранга. В кампании Генерал данного подразделения может быть замещен на поле боя, только если имеется в наличии Генерал того же или более высокого ранга в том же сражении, который должен потратить полный игровой ход на принятие командования.

Генеральский элемент может быть обстрелян, только если он находится хотя бы частично прямо перед фронтом пехотного элемента или  артиллерийского элемента, стреляющего картечью, за исключением (Х).

Исключения для генеральского элемента

Генералы не могут входить в контакт (угловой или стороной) с любым вражеским элементом, не участвуют в поддержке охвата флангов, не могут предотвратить охват флангов дружественного элемента.

Распределение пунктов PIP

Во время фазы распределения приказов бросьте по одному кубику для каждого  Генерала дивизионного уровня или выше, который находится в строю. Каждая бригада получает дополнительно по 1 пункту PIP в ход, пока её бригадный генерал находится в строю, в противном случае бригада не получает пунктов PIP. Если командующий бригады и есть Генерал дивизионного уровня или выше, дополнительных пунктов бригада не получает.

Генерал может распределять свои пункты PIP между своими непосредственными подчиненными в радиусе не более 12" ‑ 600p, но не более 6 приказов на бригаду. Количество пунктов действия Генерала не может быть ниже указанного минимума, зависящего от национальности. Игрок распределяет пункты PIP для каждого генерала, начиная с Генерала более высокого ранга.

Минимальное количество PIP для национальных армий

Войска Франции, как часть Grand Armee 1806-08:             0 

Остальные войска Франции, Британии:                                1 

Войска России, Иберии, Неаполя:                                         3 

Остальные европейские армии:                                            2 

Войска Турции, Мамелюков:                                                   4  

*-Кроме случаев, когда командование осуществляет Французский или Британский генерал, в этих случаях армия считается как " Остальные европейские армии".

Использование пунктов действия PIP

Один пункт действий PIP используется для каждого перемещения отдельного элемента или группы, или же для преобразования между отдельным элементом в плотном строю и двумя элементами застрельщиков в рассыпном строю.

Генерал, который командует Дивизией или Корпусом и является частью группы, может использовать свои собственные пункты действия PIP для перемещения данной группы или любого количества отдельных элементов, составлявших часть группы, замещая номинального командующего, хотя бы тот и находился на линии командования и в командном радиусе по отношению ко всем подразделениям в группе. Такая смена командования может оказаться особенно полезной для перегруппировки элементов, которые по ходу боя должны побежать. Остальные войска могут использовать только пункты действия PIP генерала самого низшего ранга, который находится на линии командования и в радиусе командования от всех элементов и не могут использовать никаких пунктов действия PIP, если он  выведен из строя.

Следующие модификаторы должны заменить модификаторы, изложенные на странице 16 основных правил DBM, и не применимы ни к каким движениям, являющимся последствием боевого столкновения

 -1: Если движение отдельного элемента или группы элементов, или групповое движение элементов отдельной бригады включает Генеральский элемент уровня Дивизии или выше. Может быть использовано только один раз для генерала за игровой ход.

 +1 в каждом из следующих случаев:

¤ Если элемент или группа, которая предпринимает перемещение или перестроение, находится на расстоянии более 24" ‑ 1,200p от Генеральского элемента, или на расстоянии более 12" ‑ 600p, вне линии прямой видимости (линии командования), или если Генеральский элемент выведен из строя или по любой другой причине покинул поле боя. Дистанция определяется как кратчайшее расстояние между генеральским элементом и ближайшей к нему точкой элемента или группы. При этом по этой линии не должно быть пересечения элементами террайна, непроходимыми как для Легкой кавалерии, так и для Застрельщиков. Кроме того, линия командования не должна проходить на расстоянии, меньшем ширины базы от любого вражеского элемента.

¤ Если перемещаемая группа или отдельный элемент включает любую артиллерию, независимо, в боевом или в походном положении.

¤ Если перемещаемая группа или отдельный элемент включает любую (I) Кавалерию (исключая (X) Улан), или любую Иррегулярную и при этом:

Если данный элемент двигается не строго по прямой

Если данный элемент участвует в смене формации

Если данный элемент находится в линии.

¤ Если перемещаемая группа или отдельный элемент включает в себя любой пеший элемент, кроме (S) или (O) Пехотной колонны, построенной в колонну или кроме (S) Британской Линейной пехоты, и данный элемент атакует, переходя к рукопашной, на открытой местности, за исключением случаев атаки застрельщиков (только) или расстроенной пехоты.

¤ Если элемент Иррегулярной кавалерии, атакуя, входит в контакт с любой регулярной кавалерии, включая поддержку охватом флангов, но исключая фланговый  или тыловой контакт.

¤ Если перемещаемая (реформируемая) группа или отдельный элемент включает любой расстроенный элемент, в том числе перемещение отдельного элемента, который на начало движения находился в расстроенном состоянии.

¤ Если отдельный иррегулярный элемент или группа, включающая  иррегулярный элемент, делает попытку остановиться в ходе бегства, исключая пехоту, которая находится в  rough or difficult terrain, или защищает укрепления или берег реки, или находилась выше по склону по сравнению с атаковавшим её противником.

¤ Если группа на марше включает любой кавалерийский элемент или элемент регулярной пехоты не в колонне, или любую нерегулярную пехоту, исключая случаев колонны шириной в один элемент.

¤ Если перемещаемая группа или отдельный элемент выключает любые элементы в линии или в каре, и эти элементы двигаются по rough or difficult terrain, или если любые конные или артиллерийские элементы двигаются по difficult terrain, или если любые элементы, за исключением застрельщиков, организовывают стрельбу на ходу.

Безудержные отряды

Иррегулярные элементы, чей ближайший противник деморализован, а также кавалерийские элементы, чей противник в рукопашной схватке бежит или был уничтожен в этот или в предыдущий игровой ход, становятся неуправляемыми (безудержными). Самовольное преследование должно быть выполнено непосредственно на противника, по прямой, в стремлении войти в боевой контакт по кратчайшему пути.

Дистанции перемещения

 

Открытая
местность

Пересеченная
местность

Труднодоступная
 местность

Пехота в плотном строю: линия, каре или расстроенная пехота

3"        150p

3"        150p

3"        150p

Пехота в плотном строю: колонна или застрельщики

4"        200p

4"        200p

4"        200p

Бегущая пехота

5"        250p

4"        200p

3"        150p

Кавалерия

10"     500p

4"        200p

4"        200p

Артиллерия на передках: Пешая

3"        150p

1"        50p

1"        50p

Конная

6"        300p

2"        100p

2"        100p

Артиллерия, снятая с передков

 

 

 

(I):

2"        100p

1"        50p

1"        50p

(S), (O):

1"        50p

-

-

Артиллерийская обслуга

4"        200p

3"        150p

2"        100p

Пехотные колонны, Застрельщики и Пешая артиллерия на передках добавляет по 1"          50p при движении по дороге.

Кавалерия, Артиллерия на передках и Артиллерийская обслуга добавляют по 1" 50p при бегстве.

Марши не могут быть применены снятой с передков артиллерией, расстроенными войсками или войсками на дистанции менее 8" 400p от противника.

Артиллерия, стрелявшая в этот игровой ход, не может перемещаться.

Каре может двигаться в направлении, в котором ориентирован любой из элементов каре, или под правильным углом (90°) – как групповое движение.

Все изменения направлений должны осуществляться поворотом вокруг угла базы ("правое или левое плечо вперед")

 

Боевые факторы 

 

В рукопашной схватке

В перестрелке
(под обстрелом)

Пешие застрельщики

+2

+2

Пехота в колоннах

+3

+3

Британская линейная

+4

+3

Линейная

+3

+3

Ополчение

+2

+2

Артиллерия

+5

+3

Артиллерийский расчет

+2

+2*

Конные застрельщики

+2

+2*

Регулярная кавалерия

+4

+4*

Иррегулярная кавалерия

+3

+3*

* - Эти войска не могут стрелять, но использует данный параметр под обстрелом.

Стрельба

Все элементы могут стрелять каждый игровой ход, за некоторым исключением, описанным в правилах. Т.е. артиллерия также может стрелять каждый игровой ход.

Использование картечи артиллерией остается на совести игрока, однако должно быть заявлено до броска кубика. Правилами разрешается сначала измерить расстояние до цели! (Х) артиллерия не использует ракетометы (?), а остальная артиллерия при стрельбе ядрами может выбрать "игнорирование" застрельщиков и вести стрельбу сквозь них по цели, которая без застрельщиков была бы доступной.

Пехота, включая застрельщиков, обязана вести ответный огонь, если в состоянии. Артиллерия обязана вести ответный огонь только в ответ на залп пехоты.

Стрельба навесом разрешена только с использованием ядер, (Х) артиллерия вести стрельбу навесом не может. При этом цель или стреляющий элемент должны находиться выше, чем препятствия и чем все остальные войска на линии стрельбы. Войска в строениях BUA или в укреплениях не считаются находящимися выше других войск, находящихся на том же уровне земли ("укрепления не создают новый уровень высоты").

Огонь ведется только от фронтальной стороны базы.

Артиллерия на передках не может вести огонь, но может быть снята с передков и после этого стрелять.

Стрельба и перемещения

Отряды, которые передвигались, не могут вести огонь в тот же игровой ход.

(X) артиллерия не может стрелять (в смысле запускать ракеты), если она двигалась в этот или предыдущий игровой ход.

Остальная артиллерия не может стрелять, если она двигалась в этот игровой ход. Кроме того, пешая артиллерия не может стрелять, если она двигалась в предыдущий игровой ход, даже если её перемещали "на руках", не вздевая "на передки".

Артиллерия, расчет которой был пополнен в этот игровой ход, не может стрелять.

Пехота, которая передвигалась, может стрелять только ценой дополнительных пунктов инициативы PIPs во время фазы движения. Невостребованные пункты PIPs не могут быть использованы с этой целью во время фазы стрельбы (не понял – АНТ).

Сектор обстрела

Артиллерийские элементы могут вести огонь в пределах сектора в 45° в обе стороны от прямого направления без необходимости совершать поворот.

Остальные элементы могут стрелять по любому элементу внутри зоны в ширину подставки прямо перед собой, однако обязаны вести огонь по ближайшей цели прямо по фронту.

Элементы в батальонном каре могут считать любую сторону как фронтальную, однако не более одного элемента может вести огонь от каждой стороны каре.

Ружейный огонь

Мушкеты:      2" - 100p 

Ружья:           5" - 250p  

Артиллерийский огонь

                          Картечь                       Ядра

(S):                    8" - 400p                      20" - 1000p 

(O):                    6" - 300p                      16" - 800p 

(I):                      4" - 200p                      14" - 700p 

(X):                    14" - 700p                    30" - 1500p  

Тыловая поддержка и факторы формаций

Данные факторы тыловой поддержки заменяют таковые, описанные в оригинальных правилах на странице 22.

+1     артиллерии на передках, за исключением (Х) артиллерии, ведущей огонь или обстрелянной с расстояния картечного залпа.

‑1      Артиллерии на передках.

+1     Пехотной колонне, вошедшей в боевой контакт в этот игровой ход в рукопашной против кавалерии

+1     Линейной пехоте в рукопашной против кавалерии

+1     Регулярной кавалерии в плотном строю в рукопашной при поддержке второй линией регулярной кавалерии в плотном строю

+1     Иррегулярной кавалерии в плотном строю в рукопашной при поддержке второй линией иррегулярной кавалерии в плотном строю

‑1      Пехотному элементу в дивизионном каре при отсутствии тыловой поддержки (?)

Тактические факторы

Данные тактические факторы заменяют таковые, описанные в оригинальных правилах на странице 22.

 

+2     Если пехота защищается внутри или позади укреплений, под обстрелом или в рукопашной схватке, за исключением следующих случаев:

пехота находится позади крепостных укреплений и обстреливается (S) или (X) артиллерией.

пехота находится позади полевых укреплений и обстреливается любой артиллерией.

 

+1     В рукопашной схватке, если элемент находится выше на холме или защищает речной берег, но не брод или мост.

+1     Любой элемент во фланговом контакте с Генеральским элементом дивизионного или более высокого ранга.

-1      В перестрелке с застрельщиками (в рассыпном строю).

-1      Легкой кавалерии в схватке против Уланов (пикинеров), Драгун или Тяжелой кавалерии при входе в боевой контакт в этот игровой ход.

-1      Уланам против Тяжелой кавалерии при входе в боевой контакт в этот игровой ход.

-1 Уланам против регулярной кавалерии, Lancers against Regular cavalry they did not contact this turn.

-1      Пехоте в плотном строю в труднопроходимой местности.

-1      Артиллерии при стрельбе в труднопроходимой местности.

-1      Если элемент входит в деморализованную бригаду.

-1      С учетом отвратительной погоды.

-1      За каждый охваченный фланг и/или за каждый вражеский элемент в фронтальном боевом контакте с флангом или тылом

-1      За каждый 2-ой или 3-ий дополнительный обстреливающий вражеский элемент.

-2      Пехоте в плотном строю, а также кавалерийским застрельщикам в рукопашной схватке в труднопроходимой местности, фортификации не дают подобного штрафа.

-2      Кавалерии в рукопашной  схватке, если она или противник находятся в труднопроходимой местности.

Примечание: Кавалерийские элементы не могут охватывать фланги против пехоты или артиллерии в каре.

Факторы градаций

 -1 (X) тяжелой кавалерии, чей общий результат меньше, чем результат вражеской не-(X) тяжелой кавалерии после того, как остальные факторы градаций уже применены.

Для (S) и (I) применяются стандартные модификаторы.

Разрешения схваток (меньше, чем у противника, но больше, чем половина) 

Пехотное каре: Уничтожается картечью, уничтожается в рукопашной схватке с вражеской пехотой или боеготовой артиллерией. Расстраивается от остального огня.

Пехота в линии: Уничтожается в рукопашной схватке кавалерией в плотном строю, бежит от пехотной колонны в рукопашной схватке (кроме Британской линейной), в противном случае отступает. Расстраивается в любой рукопашной схватке.

Пехота в колоннах. Бежит от картечи. Бежит от линий Британской пехоты в рукопашной схватке, в противном случае отступает. Расстраивается в любой рукопашной схватке.

Артиллерийский расчет или расстроенная пехота: уничтожается в рукопашной схватке или при обстреле картечью, в противном случае бежит.

Пешие застрельщики: Уничтожаются в рукопашной с вражеской артиллерией, уничтожается вражеской кавалерией в плотном строю, кроме схватки в difficult terrain, в противном случае отступают.

Конная артиллерия (включая (X)): Без эффекта, если являются частью Дивизионного каре. В остальных случаях уничтожается в рукопашной кавалерией в плотном строю, если пушки взяты на передки, иначе бегут (не зависимо, взяты пушки на передки или нет), кроме обстрела или атаки застрельщиков.

Пешая артиллерия: Без эффекта, если являются частью Дивизионного каре. В остальных случаях уничтожается в рукопашной кавалерией в плотном строю, иначе обслуга отступает, если пушки сняты с передков и бегут, если взяты на передки, кроме обстрела или атаки застрельщиков.

Иррегулярная кавалерия: Уничтожаются в рукопашной схватке на difficult terrain, бежит от кавалерии, в остальных случаях отступает.

Конные застрельщики: Уничтожаются в рукопашной схватке на difficult terrain, бежит от кавалерии в плотном строю, в остальных случаях отступает.

Расстроенная кавалерия: Уничтожается в рукопашной схватке на difficult terrain, в остальных случаях бежит.

Остальная кавалерия: Уничтожается в рукопашной схватке на difficult terrain, в остальных случаях отступает и становится расстроенной.

Результаты схватки (сумма меньше или равна половине результата противника)

Застрельщики. Отступают, если им противостоят только застрельщики. Бегут от остальной пехоты, артиллерии или из-под обстрела. В остальных случаях уничтожается.

Остальная пехота: Уничтожается при обстреле картечью. Уничтожается в любой рукопашной, кроме схватки с застрельщиками. В остальных случаях бежит.

Снятая с передков артиллерия (в боевом положении): Уничтожается, кроме случаев обстрела или атаки застрельщиков, в остальных случаях берется на передки и бежит. Если является частью Дивизионного каре, бежит только прислуга.

Конная артиллерия: уничтожается в рукопашной схватке с любой пехотой, в остальных случаях бежит.

Остальная кавалерия: Уничтожается в контакте с вражеской кавалерией или под обстрелом картечью, в остальных случаях бежит.

Любой дружественный элемент в плотном построении, любая часть которого находится в контакте с тыльной или фронтальной стороной элемента, уничтоженного артиллерийским огнем, также считается уничтоженным.

Любой дружественный элемент, любая часть которого расположена прямо позади на расстоянии менее базовой ширины от начальной позиции элемента, уничтоженного или расстроенного в рукопашной схватке, также считается уничтоженным или расстроенным соответственно. Если элемент позади относится к такому типу, который не может быть расстроенным, он отступает.

Если группа бежит или состоит из элементов, которые все должны бежать в этот игровой ход, она считается расстроенной.

Элементы, составившие дивизионное каре бегут внутрь каре и остаются там, если есть для этого место, вне зависимости от расстояния, в противном случае бегут по обычным правилам.

Деморализация

Бригада считается деморализованной, если она теряет 2/3 или более первоначального количества своих элементов. Деморализованная бригада может затратить 1 пункт действия PIP для тактического перемещения 1 отдельного элемента, а оставшиеся пункты – для остановки группы или отдельного элемента, или для перестроения группы при условии, что ни один элемент не закончит своего движения ближе к противнику, чем до начала перестроения.

Дивизия становится деморализованной, если она теряет 2/3 или более первоначального количества своих бригад деморализованными или отступившими с поля боя (но не через базовую сторону противника).

Корпуса становятся деморализованными, если они теряют 2/3 или более первоначального количества своих дивизий деморализованными или отступившими с поля боя (но не через базовую сторону противника).

Все дивизии деморализованного корпуса считаются деморализованными. Однако бригады деморализованной дивизии или корпуса не считаются деморализованными автоматически.

Отступая с поля боя, элементы любой деморализованной бригады, дивизии или корпуса могут осуществить это отступление по любой причине. Остальные элементы могут отступить только в маршевом движении. Элементы могут отступить с поля боя только через свою базовую сторону игрового поля.

При определении состояния деморализации, соединение более высокого порядка считается покинувшим поле боя, если любой его элемент покинет поле боя, но не в результате сражения. При подсчете победных очков оно считается как покинувшее поле боя, если ни один из его элементов не остался на столе, хотя бы несколько его элементов пересекли границы игрового стола.

Если у одной из сторон любой элемент отступает через границу игрового поля, противник может в ходе преследования также покинуть игровое поле через ту же сторону игрового поля.

Победа и поражение

Игра заканчивается, когда все дивизии или корпуса одной стороны становятся деморализованными, или когда все бригады одной стороны покидают поле боя. Такая сторона именуется лузером и начинает подсчитывать победные очки победителя. Если за определенное количество игровых ходов (времени) ни одна сторона не может быть признана лузером, объявляется ничья.

Победные очки подсчитываются, как правило, для определения паритета в соревновательных системах или же для проигрывающего игрока, чтобы предоставить возможность дотянуть до спасительной ничейки путем должного маневра и отхода. По согласию сторон можно не подсчитывать победных очков.

Если проигравший вследствие всеобщей деморализации или отступления, тем не менее, имеет больше победных очков, чем номинальный победитель, объявляется ничья (в пользу победителя, если правила турнира не признают ничейных результатов).

(Отредактировано с моей точки зрения)

При подсчете результатов битвы засчитайте себе по 1 очку за:

¤ каждую из своих недеморализованных бригад на поле боя;

¤ каждую из деморализованных бригад противника;

 

Победитель, кроме того, засчитывает себе по 1 дополнительному очку за:

¤ каждую из своих недеморализованных бригад, которые покинули поле боя через базовую сторону игрового поля противника ("прорвали фронт и развили наступление").

¤ каждую из вражеских бригад (безразлично, деморализованных или нет), не покинувших поле боя;

 

Хостинг от uCoz